80 офисов в 5 странах
Россия, Украина, Казахстан, ОАЭ, Канада
Выбор региона
Ваш город: Калининград

Я в кассиры бы пошел, пусть меня научат!

Бытует мнение, что стать предпринимателем просто – зарегистрировать организацию или ИП в налоговых органах, закупить товар, приобрести ККМ, зарегистрировать ее и можно торговать. Оказывается, не все так просто. Человек с улицы кассиром-операционистом быть не может.

При проведении проверок налоговые органы обращают внимание и на то, кто стоит за кассовым аппаратом и обслуживает покупателей.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть статья 14.4. - продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил. Но услуги ненадлежащего качества это еще и не соответствие имеющегося действующим стандартам, в том числе и из-за отсутствия профессиональной подготовки. В качестве наказания по ней может применяться штраф в размере до 30 тыс. рублей.

Ответственность же за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП. А это штраф до 5 тыс. рублей или даже административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Так что кассиром просто так взять и стать нельзя. Согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. N 37), кассир (кассир торгового зала, контролер-кассир и т.п.) должен иметь начальное профессиональное образование или среднее (общее) образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, кассир либо должен иметь соответствующую специальность начального профессионального образования, указанную в приказе Министерства образования и науки РФ от 14.12.2007 г. N 339 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования», либо среднее (полное) общее образование и при этом пройти специальную подготовку.

Аналогичные требования изложены в Российском государственном стандарте ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» (п. 4.2): «…обслуживающий персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии». Статья 196 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работодателей по подготовке и переподготовке кадров.

Где проходить обучение кассиру, работодатель решает самостоятельно. Четких указаний законом не установлено. Однако четко расписаны указания по тому, что и как проверять. В частности, приказом управления ФНС России по г. Москве от 29.06.2004 г. N 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы» определено, что в ходе проверки торговых организаций следует обращать внимание на «личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений)».